Меню

2021 mercedes arocs 8×8 тест драйв

Mercedes-Benz Actros и Arocs MP4: комплектация для России

Mercedes-Benz Actros и Mercedes-Benz Arocs оснащены исключительно рядными «шестерками» экокласса Евро‑5 — под Евро‑6 в России нет подходящего топлива. У двигателей удален сажевый фильтр, но моторы всё равно чувствительны к качеству дизеля. Если на крупных фирменных АЗС за чистоту «солярки» можно не переживать, то вдали от цивилизации новым грузовикам придется туго. Остается уповать на экономичность (заявленный расход для магистральных тягачей с полной загрузкой — 24 л/100 км) вкупе с приличным запасом горючего — 1250 литров.

Такой запас у Актроса White Storm с 450‑сильным мотором и большой кабиной BigSpace, на который придется серьезная доля продаж. Все грузовики будут оснащать автоматизированной коробкой PowerShift 3, которая дополнена системой PPC (Predictive Powertrain Control) — она корректирует переключения в зависимости от рельефа, используя зашитые в память 3D-карты. Пока подробные карты есть лишь для европейской части России.

В качестве опции будет доступна система экстренного торможения АВА — она распознаёт все препятствия и способна замедлить машину вплоть до полной остановки. Дабы убедиться в ее адекватности, немцы устроили небезо­пасное шоу: перед движущимся автопоездом вышел один из инженеров, доводивших систему. Тягач практически мгновенно замер в нескольких метрах от человека. Впечатляет! Сразу вспоминается анекдот про башенный кран, упавший в метре от седого мальчика.

Смотреть свысока

Но хватит фокусов, пора и за руль! Мне интересен магистральный Actros с топовой кабиной GigaSpace. Взбираюсь по ступенькам и встаю в полный рост: внутренняя высота кабины — больше двух метров.

Усевшись на «подвешенное» кресло, быстро нахожу удобную посадку (на ассортимент регулировок руля и сиденья грех жаловаться) и, разбудив шесть цилиндров дизеля, отправляюсь в путь. Это далеко не первый бескапотник в моем грузовом опыте, но ощущение, что сидишь верхом на доме, не покидает. А еще в который раз убеждаюсь, насколько приятно управлять современным тягачом — даже если опыт управления подобной техникой невелик. Actros трогается невероятно легко, коробка PowerShift едва заметно сменяет передачи. Нужно лишь следить за габаритами и задней «тележкой» полуприцепа. Обзорность великолепна, и габариты чувствуешь хорошо — можно с легкостью играть в «миллиметраж» даже задними колесами.

Четырехосный самосвал Arocs 8×4 — машина посерьезнее. И «штучная» — кассу, как и у других производителей, делают магистральники. Но удержаться от езды на такой технике, да еще и вне асфальта, просто невозможно. Кабина такая же, но опознать Arocs очень легко: всё, что ниже «ватерлинии» дверей, иное, чем у Актроса. Мощные некрашеные бамперы, спрятанная за решетками оптика, агрессивная решетка радиатора.

Трасса под стать — узкая рельефная грунтовка с большим числом подъемов и спусков. Жаль, погода сухая — межосевая и межколесные блокировки не пригодятся.

Arocs только с виду грозный, а на самом деле послушный и дружелюбный. Коробка — только автоматизированная, потому даже на внедорожной трассе рулить 12‑колесным монстром не тяжелее, чем легковой машиной с автоматом. Главное — помнить, что за спиной не одна управляемая ось, а две. Потому надо еще сильнее «выносить» кабину в поворот и только потом крутить рулем. А всё остальное самосвал делает сам — тяга ломовая, давить на педаль газа почти не нужно. На спусках в дело вступает горный тормоз, не давая Ароксу набирать ход.

Испытанный сценарий

Грузовые Мерседесы пойдут в России по испытанному сценарию — пока во всем мире будут колесить обновленные машины, представленные на выставке в Ганновере, мы будем довольствоваться нынешним вариантом. Для коммерческой техники это не так уж важно — у нее другие задачи. Да и момент, когда нынешние Actros и Arocs устареют, наступит ой как нескоро. Иначе зачем зарубежный парт­нер вбухал 200 миллионов евро в новый завод в Набережных Челнах, где будут собирать до 5000 грузовиков в год? Кабины уже делают у нас, а к 2025 году степень локализации достигнет 80–90%.

Тест-драйв Mercedes-Benz Arocs: режим ожидания

Когда сорокатонный Mercedes-Benz Arocs ползет вверх по 30-градусному затяжному подъему, это впечатляет. Включаете первую передачу, отпускаете сцепление и… все. Вам остается только крутить руль. Четырехосная машина все делает сама. Если вы не знаете, что такое 30-градусный подъем, то вспомните, что именно с таким уклоном строятся эскалаторы в метро. Так вот, представьте себе, что поднимаетесь на 40-тонном самосвале со станции метро ВДНХ на поверхность. Представили? А мне-то было каково: я за рулем, а в лобовом стекле только небо…

Генеральная линия

Компания Daimler AG взяла курс на максимальную диверсификацию своего модельного ряда. По замыслу маркетологов это поможет клиенту выбрать самую выгодную конфигурацию, приспособленнную именно для его конкретных нужд. И на тест-драйв в окрестностях Дюссельдорфа привезли более двадцати модификаций Mercedes Arocs – всю линейку, от седельных тягачей до монстров, призванных работать в самых тяжелых условиях карьеров и бездорожья.

Читайте также:  Структурная схема устройства автомобиля

На данный момент такого широкого модельного ряда нет ни у кого из конкурентов.

Все это хорошо и правильно, вот только в этой схеме не учитывается, что на эксклюзивный грузовик найти покупателя на вторичном рынке будет гораздо труднее… Однако это никого не смущает, и на дорожку диверсификации встают остальные европейские производители из «большой семерки».

Улыбка демона

Агрессивная внешность Arocs с решеткой радиатора в виде зубьев экскаваторного ковша не оставляет сомнений, что перед нами серьезная машина для работы в тяжелых условиях. Но так ли это? В Западной Европе сейчас наиболее остро стоит вопрос эффективности бизнеса, поэтому даже строительная техника развивается по двум взаимоисключающим направлениям: увеличение прочности и надежности и уменьшение снаряженной массы. Мерседесовские разработчики считают второе направление не менее перспективным: при снижении снаряженной массы вырастает полезная нагрузка, и в условиях европейских дорог возрастает эффективность перевозок, снижается расход топлива на тонну перевезенного груза и так далее. Но мы-то с вами не в Европе, и с учетом привычного перегруза у нас проблема прочности и ходимости гораздо важнее. Так что оставим легкие модели европейцам, а сами обратимся к тяжелым вариантам, созданным для работы в самых жестких условиях.

Здесь все сделано как положено – увеличенная толщина лонжеронов рамы, плюс сами лонжероны расставлены уже, что дает большую прочность «на кручение». Стальные трехсекционные бамперы, мощная защита двигателя и трансмиссии – вот то, что надо для наших условий эксплуатации.

Наш размерчик

Уже упомянутая решетка радиатора Mercedes-Benz Arocs в стиле индустриального постпанка привиделась дизайнеру в кошмарах или была навеяна сильными стимуляторами при просмотре очередной серии « Терминатора » , где главный герой при помощи самосвала Arocs спасает человечество, разгребая завалы рухнувших зданий…

Собственно, для таких условий он и создан. Как и любой самосвал.

Естественно, самый большой интерес вызвал мастодонт Mercedes-Benz Arocs 4151 с колесной формулой 8Х8/4 (все четыре оси ведущие, а две передних – управляемые) и механической коробкой передач. Полноприводных четырехосных машин в России пока немного, а желающих приобрести их – более чем достаточно. Плюс 41 тонна заявленной полной массы, 510 л.с. и традиционное недоверие наших перевозчиков к автоматизированным трансмиссиям… Значит, залезаем в кабину и отправляемся в каменный карьер.

Интерьер мало отличается от флагманских моделей МВ Actros и развозных MB Antos. Тот же многофункциональный руль, те же перегруженные подрулевые переключатели, то же огромное пространство в салоне и диапазон регулировок водительского кресла, та же панель приборов с двумя циферблатами и дисплеем между ними… В общем, ожидать чего-то революционного было бы глупо – новой кабине нет и пяти лет, и она унифицирована для всего модельного ряда. Кабина очень достойная, и кроме уже упомянутых подрулевых переключателей придраться в эргономике не к чему. Более того, стоит отметить великолепную звукоизоляцию и очень хорошую обзорность.

Но есть и недостаток, причем для нас очень существенный: эта кабина рассчитана на использование новых рядных 6-цилиндровых двигателей, традиционные для прежнего поколения Mercedes дизели V6 и V8 под ней просто не помещаются. Новая линейка двигателей пока существует только в исполнении Евро-6 с использованием технологий SCR (впрыск синтетической мочевины) и EGR (рециркуляция выхлопных газов) и крайне требовательна к качеству топлива. Однако лед тронулся, господа присяжные заседатели, и рядная мерседесовская «шестерка» Евро-5 появится уже в 2016 году.

Железо и софт

В стандартной комплектации все MB Arocs поставляются с автоматизированной трансмиссией PowerShift третьего поколения: это 8-, 12- или (опционально) 16-ступенчатые коробки передач. Они значительно облегчают работу водителя, особенно в условиях постоянного маневрирования или сильного бездорожья. В качестве опции доступны обычные механические 9- или 16-ступенчатые коробки передач.

Усовершенствованные автоматизированные коробки передач Mercedes PowerShift 3 отличаются, помимо прочего, малым временем переключения, которое осуществляется на 20% быстрее по сравнению с прежней коробкой передач Mercedes PowerShift 2, и на 50% – по сравнению с автоматической трансмиссией Telligent.

Одной из особенностей трансмиссии является возможность контроля за превышением оборотов двигателя на затяжных спусках и, как следствие, удерживания необходимой передачи. Новая функция плавного трогания (повышения начального крутящего момента) с дополнительным режимом маневрирования значительно облегчает старт и обеспечивает более точное маневрирование. Естественно, есть и режим «раскачки», столь актуальный в условиях скользких покрытий. В зависимости от типа автомобиля новый Arocs может оснащаться программами мощностного или внедорожного управления трансмиссией или – опционально – другими соответствующими программами. Каждая из программ имеет три рабочих режима трансмиссии: стандартный, экономичный и ручной.

Читайте также:  Поменяли насос машина не заводится

Все это тем более актуально, что уровень мастерства среднеевропейского водителя неуклонно падает, а требования к эффективности перевозок растут.

Особенность PowerShift 3 в том, что система снабжена датчиком уклона и внедорожным режимом, поэтому даже на бездорожье передачи переключаются вовремя и экономят топливо. Пока остается вопрос с ходимостью этого агрегата, наши перевозчики предпочитают привычную механику, хотя, истины ради, надо сказать, что спрос на автоматизированные коробки в России растет.

Понятно, что в России 90% самосвалов покупают с привычной, надежной и недорогой механической коробкой. И если вопрос надежности обсуждаем, то вопрос цены теряет актуальность: в Германии механическая трансмиссия – опция, никак не влияющая на цену самосвала. Но мы выбираем механику. Кстати, схема переключений «двойное Н» – не самое передовое решение.

Трогаться с места можно плавно отпуская сцепление и не трогая педаль акселератора. Главное ощущение от новых моторов – огромный запас тяги, полка крутящего момента 510-сильного 13-литрового турбодизеля ОМ471 – 2 800 Нм и лежит чуть выше холостых оборотов. Тот самый 30-градусный подъем MB Arocs 4151 преодолел на первой передаче при 1 100 об/мин! Ощущения от тяговитости мотора настолько яркие, что перекрывают впечатления от нового электромеханического усилителя руля Servotwin, работающего на две передних оси. С ним рулить проще (особенно на стоянке), а в поворотах информации гораздо больше.

Но самый большой сюрприз – подвеска. Она осталась зависимой, но ходы увеличены, а упругость подобрана так, что в кабине большинство неровностей не чувствуется вовсе, хотя колеса тщательно отрабатывают рельеф. Углы скрещивания при этом огромны.

Вообще, главное впечатление такое же, как и от флагманских MB Actros: удивительно комфортные и в некотором смысле расслабляющие машины. Этому способствует и качественный интерьер, и «легковая» приборная панель, и усилия на руле, и масса помогающей электроники.

Mercedes-Benz Arocs: Экстремальный тест

Мое знакомство с новейшими грузовиками от Mercedes-Benz – серией Arocs – состоялось еще в конце января, на официальной презентации в Мюнхене ( см. «КА» № 3’2013 ). А в мае мне довелось принять участие в тест-драйве трех этих машин – Trial Drive.

Мое знакомство с новейшими грузовиками от Mercedes-Benz – серией Arocs – состоялось еще в конце января, на официальной презентации в Мюнхене ( см. «КА» № 3’2013 ). А в мае мне довелось принять участие в тест-драйве трех этих машин – Trial Drive.

Самый маленький самосвал в семействе – Arocs 1824. Полная масса – 18 т. Мощность – 240 л. с.

Самосвал Arocs 3245 (6х4) демонстрировался и с двухосным прицепом.

Серия Arocs – совершенно новое направление в линейке грузовиков Mercedes-Benz. Она создана специально для тяжелых строительных работ. И потому неудивительно, что тест-драйв этих машин проходил в сложных, порой экстремальных дорожных условиях – в горном карьере в районе Вупперталь-Дорнап, недалеко от Дюссельдорфа.

Накануне теста в этом карьере нам показали удивительное шоу. Добрый десяток самосвалов с полной нагрузкой под управлением заводских водителей-асов кружил одновременно по серпантинам, лихо преодолевая крутые повороты, невообразимые подъемы и спуски. И все это «броуновское движение» сопровождалось эффектными густыми дымами и всплесками пламени – ни дать ни взять фронтовая панорама. Одним словом, пиротехники постарались на славу.
А на следующий день, с самого утра подобной экстремальной ездой занялись здесь и мы, журналисты. Единственное, что дыма и огня уже не было.

Верхом на «осьминоге»

Большинство грузовиков, выстроившихся на старте, составляли строительные самосвалы трехсторонней разгрузки, с колесной формулой 8х4. С такого автомобиля – Arocs 4135 – начал тест-драйв и я (фото справа).

Заглянув в кузов марки Meiller-Kipper, я испытал легкое разочарование: он был пуст. Но после того как мы проехали каких-то пару сотен метров, сидевший рядом инструктор велел остановиться на площадке. К нам подрулил внушительный погрузчик и в несколько приемов заполнил некрупным гранитом грузовую платформу, доведя массу машины до требуемой 41 тонны.

На моем автомобиле был установлен новый, заточенный на экономичность двигатель OM470 стандарта Евро 6 рабочим объемом 10,7 л. Малый расход топлива – это, конечно, хорошо. А вот как насчет мощности? Хватит ли его 360 л. с. для движения по такой непростой трассе с полной нагрузкой?

Сомнения развеялись очень скоро. Мотор оказался весьма тяговитым. Обращала на себя внимание важная его особенность: высокий крутящий момент при низких оборотах. Уже при 800 об/мин мотор выходил на 95% максимальной мощности. Автоматическая коробка передач PowerShift 3 обеспечивала самый оптимальный режим езды.

Читайте также:  У самолета сломался двигатель

Самосвал Arocs 4135 во время показательных выступлений для журналистов – с огнями и дымом.

Интересное ноу-хау – аккумуляторы расположены в два этажа и имеют пружинную подвеску. Крышка отсека снята.

Все ведущие

Следующим моим подопечным стал другой самосвал-«осьминог», но полноприводный (8х8) – модель Arocs 4151. Полная его масса была та же – 41 т. А вот двигатель стоял куда более мощный – 12,8-литровый ОМ471 в 510 л. с. Коробка передач была опционная – механическая, 16-ступенчатая, с тросовым приводом. Она оказалась очень легкой в управлении.

Радиус разворота у этой машины несколько больше, чем у предшественницы 8х4. Это я сразу почувствовал на извилистых дорогах карьера. Но зато как повысилась проходимость! Сказались, конечно, и полный привод, и блокируемые дифференциалы, и более мощный двигатель.

Даже на самые крутые подъемы (до 45%) машина без проблем въезжала всего при 1000–1100 об/мин. Дальнейшее наращивание оборотов не имело никакого смысла. А следующие сразу за каждым подъемом крутые спуски (до 35%) помогал преодолевать ретардер. Включив его третью, самую мощную ступень, я убирал ноги с педалей. И машина сама потихоньку катилась с крутого склона, только в самом конце спуска нужно было слегка притормозить.

Одно из ярких ноу-хау в новых машинах – впервые примененная на грузовиках электрогидравлическая система рулевого механизма. Она обеспечивала необычайно легкое и точное управление. Для сравнения нам дали проехаться и на самосвале Actros предыдущего поколения. Что и говорить, разница существенная.

Вести Arocs по трудным дорогам оказалось необычайно легко благодаря электрогидравлической системе рулевого управления, примененной на грузовых автомобилях впервые.

На правый подрулевой переключатель вынесено управление коробкой-«автоматом» PowerShift 3 и ретардером.

Полоса препятствий

Последовавший за двумя «осьминогами» трехосный самосвал Arocs 3245 с колесной формулой 6х4 полной массой 32 т показался если не детской игрушкой, то, по крайней мере, легким грузовиком. Динамика автомобиля была заметно выше. Машина имела двигатель ОМ 471 (Евро 6) рабочим объемом 12,8 л, но, в отличие от 4-осного самосвала – в версии 450 л. с. Коробка передач была автоматическая – PowerShift 3.

Нужно сказать, что на этой машине мы проехали не только по полигону и горным каменистым серпантинам, но и по провинциальным дорогам с асфальтовым покрытием, и даже по скоростной автостраде. В последнем случае полностью груженая машина без проблем выходила на ограниченную электроникой максимальную отметку 85 км/ч.

А на самом полигоне запомнился участок – горизонтальный, но грунтовой, а главное, с хитрым профилем. Это были короткие, до полуметра, неровности – так называемая стиральная доска. Но при этом они еще имели поперечный наклон в разные стороны, так что машину бросало не только вверх-вниз, но еще и вправо-влево, словно баркас на волнах…

Главное здесь – полностью довериться машине. Ноги убираешь с педали газа и тормоза, и массивный грузовик потихоньку сам, на малом газу, равномерно преодолевает эту полосу препятствий. А от водителя требуется одно: крепче за баранку держись, шофер!

При повторном заходе инструктор усложнил задачу. В один из моментов он велел полностью остановиться, а затем снова начать движение. Но не тут-то было: машина забуксовала. Однако зарываться в грунт мы не стали, а включили принудительную блокировку дифференциалов и опять-таки потихоньку выбрались из песчаной ловушки.

Полноприводный Arocs 4151 (8х8) с двигателем 510 л. с. отличался высокой проходимостью.

На Mercedes-Benz Arocs устанавливается широкая гамма двигателей стандарта Евро 6 – 16 моторов мощностью от 238 до 625 л. с. Они отличаются экономичностью и высоким крутящим моментом при низких оборотах.

Оригинальное решение – откидной противоподкатный брус, смонтированный в задней части самосвала Arocs.

Для сравнения журналистам дали проехаться на самосвале Mercedes-Benz Actros предыдущего поколения. По управляемости Arocs был лучше.

Широкая гамма

В нашем тесте принимали участие только самосвалы – четырехосные и трехосные, был и один с колесной формулой 4х2. Однако на полигоне нам продемонстрировали в статике и тягач 6х4 с двухосным прицепом. А в павильоне мы увидели бетоносмеситель 8х4 с 8-кубовым барабаном и бортовой грузовик 8х4 с погрузчиком Palfinger. В соседнем помещении демонстрировались агрегаты – двигатели от 238 до 625 л. с., коробки передач, мосты и т. д. В серию автомобили Arocs пойдут в середине года.

Леонид Гоголев
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Adblock
detector